Таким образом, в оценке орфографической грамотности в целом с учетом
выполнения заданий повышенного
уровня сложности, обнаруживается
заметное снижение общих показателей –
59,4%.
Практика
работы показывает, что для эффективной
подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо
дополнить действующую систему заданий и упражнений
учебников по русскому языку. С
этой целью создан дополнительный банк
дидактических средств по
орфографии для организации
эффективных условий
подготовки учащихся к единому
государственному экзамену.
В
основу создания данного банка положен один из ведущих орфографических принципов – морфемный. Такой принцип
позволяет отчетливо видеть
структуру слова, обнаруживать характерные для данной морфемы орфограммы, характеризовать
их соотнесенность с правилами, определять
фонетические, лексические, грамматические, семантические признаки,
от которых зависит выбор правильного орфографического
написания, классифицировать их в аспекте
морфемного подхода. Все это
позволяет ученику осознанно решать
орфографические задачи. Умения и
навыки, направленные на
совершенствование орфографической
грамотности учащихся 10-11 классов,
отрабатывались с помощью
специально разработанной
системы заданий, среди
которых выделяются следующие:
Вид задания
|
Основные знания,
умения и навыки
учащихся 10-11 классов по орфографии
|
1. Работа с деформирован
ным текстом
|
1. Умение распознавать орфограммы и соблюдать в
практике письма орфографические
нормы современного русского
литературного языка
|
2.Редактирова
ние текста
|
2. Умение использовать основные приемы информационной переработки письменного текста; умение оценивать
письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые
единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
употребления
|
3. Задания тестовой
формы
|
3. Умение видеть орфографическую задачу и решать ее
в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими нормами современного
русского литературного языка
|
4.Установле
ние
правильного написания слов на основе
их семантичес
ких значений
|
4. Умение
анализировать языковые единицы с точки зрения лексического, морфемного значения
слова, правильности, точности и
уместности его употребления
|
5. Поморфемное письмо
|
5. Обеспечивает поддержку и развитие природной морфемной
зоркости, способствует полноценному осознанию тех языковых процессов, в которых принимают участие морфемы и которые отражаются в
структуре слова
|
6. Игровое задание « Орфографичес
кий лабиринт»
|
6. Развивает мышление, лингвистическое чутье и
языковые способности учащихся
|
7. Математичес
кий орфографичес
кий диктант
|
7.Умение осуществлять речевой самоконтроль
|
8. Блиц-опрос (самодиктант)
|
8. Умение создавать
устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в учебно - научной сфере общения
|
9. Исторический
комментарий к орфографическому написанию
|
9. Знания о связи
языка и истории, культуры
русского народа; знание смысла
понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи
|
10. Творческие
задания (по
созданию текстов и их анализу)
|
10. Умение создавать
письменные монологические высказывания и проводить
лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
|
Проиллюстрируем названные виды
заданий конкретными примерами.
Установление
правильного написания слов на основе лексического значения.
2. Познакомьтесь с парами слов, отличающихся только буквой в приставке.
Впишите в таблицу их лексическое значение. Обратитесь к словарю в случае затруднений.
ПРЕ-
|
Значение слова
|
ПРИ-
|
Значение слова
|
Пребывать
Предавать
Предел
Презрение
Преступить
Претворить
Преклонить
Преходящий
|
|
Прибывать
Придавать
Придел
Призрение
Приступить
Притворить
Приклонить
Приходящий
|
|
1. Пора перестать ждать неожидан..ых
подарков от жизни, а самому делать жизнь (Л.Толстой).2. Жизнь достигает
своих вершин в те минуты, когда все силы
устремляются на осуществление поставлен..ых перед ней целей (Д.Лондон).
3.Истин..ое мужество просвещен..ых народов состоит в готовности к
самопожертвованию во имя Родины (Г.Гегель). 4. Самые большие подвиги
добродетели были совершен..ы из любви к
отечеству (Ж.-Ж.Руссо).5. Идеи могут
быть обезврежен..ы только идеями (О.Бальзак). 6. Свобода и распущен..ость
- понятия одно другому совершен..о
противоположные (Квинтилиан). 7 Из всех
алмазов самый цен..ый – это
незапятнан..ая честь (Ш.Петефи).
8. Простота есть ближайшая
родствен..ца ума и дарований
(Ф.Глинка).9. Изыскан..ая, напыщен..ая , чопорная речь несовместима с чувством. Она не служит истин..ым его
выражением и не может его вызывать. Но
чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновен..ми, даже пошлыми словами и выражениями (Г.Лессинг).
Задания подобного характера формируют
у учащихся осознанное письмо. Так, по результатам срезовых работ учащиеся умеют:
находить орфограмму, опознавать, анализировать языковые
единицы с точки зрения лексического,
морфемного значения слова, правильности, точности и уместности
его употребления, видеть
орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка.
Использование данных банка
орфографических упражнений при подготовке к итоговой аттестации дало
эффективные результаты: в 2007 году одиннадцатиклассники показали на ЕГЭ 100% обученность и 48% качества знаний. В
2009 году выпускники сдали ЕГЭ по
русскому языку со следующими показателями: 98% обученность и 60% качество
знаний.
В заданиях орфографического
характера (А12-А18) учащимися был достигнут высокий процент выполнения заданий
- от 56% до 65% .
Все это свидетельствует об эффективности
избранной методики и дает основания
рекомендовать использовать ее на уроках
русского языка по подготовке к ЕГЭ. Скачать разработку по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
|