Суббота, 23.11.2024, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

ЕГЭ 2015

Информация

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский » Дополнительная литература

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
22.05.2012, 21:37

Таким образом, в оценке  орфографической грамотности в целом с учетом выполнения  заданий повышенного уровня  сложности, обнаруживается заметное снижение  общих показателей – 59,4%.

    Практика работы показывает, что для  эффективной подготовки  учащихся к ЕГЭ необходимо дополнить  действующую  систему заданий и  упражнений  учебников по русскому  языку. С этой  целью создан  дополнительный  банк  дидактических  средств по орфографии  для  организации   эффективных   условий подготовки  учащихся к единому государственному экзамену.

       В основу  создания данного банка  положен один из  ведущих орфографических  принципов – морфемный. Такой принцип позволяет  отчетливо видеть структуру  слова, обнаруживать  характерные для  данной морфемы орфограммы, характеризовать их  соотнесенность с правилами,  определять   фонетические, лексические, грамматические, семантические  признаки,  от которых  зависит   выбор правильного орфографического написания,  классифицировать их в аспекте морфемного подхода. Все  это позволяет  ученику осознанно решать орфографические задачи.  Умения и навыки,  направленные на совершенствование  орфографической грамотности учащихся 10-11 классов,  отрабатывались с помощью  специально разработанной  системы  заданий, среди которых  выделяются  следующие:

                                                                               

Вид задания

Основные знания,

умения и навыки  учащихся 10-11 классов по орфографии

1. Работа с деформирован

ным текстом

1. Умение распознавать орфограммы и соблюдать в практике письма  орфографические нормы  современного русского литературного  языка

2.Редактирова

ние текста

2. Умение использовать основные приемы  информационной переработки  письменного текста; умение оценивать письменное  высказывание  с точки зрения  языкового оформления, эффективности достижения  поставленных  коммуникативных  задач; анализировать  языковые  единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности  употребления

3. Задания тестовой  формы

3. Умение видеть орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами   современного русского литературного  языка

4.Установле

ние  правильного написания слов на основе  их  семантичес

ких  значений

4. Умение  анализировать  языковые  единицы с точки  зрения лексического, морфемного значения слова, правильности, точности и  уместности  его  употребления

5. Поморфемное письмо

5. Обеспечивает поддержку и развитие природной  морфемной  зоркости, способствует полноценному осознанию тех  языковых процессов,  в которых принимают  участие морфемы и которые отражаются в структуре слова

6. Игровое задание                 « Орфографичес

кий  лабиринт»

6. Развивает мышление,  лингвистическое  чутье и  языковые способности   учащихся

7. Математичес

кий орфографичес

кий диктант

 7.Умение  осуществлять речевой самоконтроль

8. Блиц-опрос (самодиктант)

8. Умение создавать  устные и письменные монологические и диалогические   высказывания разных типов и жанров в  учебно - научной  сфере общения

9. Исторический  комментарий к орфографическому написанию

9. Знания о связи  языка и истории, культуры  русского народа; знание  смысла понятий: речевая ситуация и  ее компоненты, литературный  язык,  языковая норма, культура речи

10. Творческие  задания                (по созданию текстов и их анализу)

10. Умение создавать  письменные  монологические  высказывания и проводить лингвистический  анализ  текстов различных  функциональных  стилей и разновидностей  языка

 

Проиллюстрируем названные  виды  заданий конкретными примерами.  

Установление правильного написания слов на основе лексического значения.

2. Познакомьтесь с парами слов,  отличающихся только буквой в приставке. Впишите в таблицу их  лексическое  значение. Обратитесь к словарю в случае  затруднений.

ПРЕ-

Значение слова

ПРИ-

Значение слова

Пребывать

Предавать

Предел

Презрение

Преступить

Претворить

Преклонить

Преходящий

 

Прибывать

Придавать

Придел

Призрение

Приступить

Притворить

Приклонить

Приходящий

 

 


1. Пора перестать ждать неожидан..ых подарков от жизни, а самому делать жизнь (Л.Толстой).2. Жизнь достигает своих  вершин в те минуты, когда все силы устремляются на осуществление поставлен..ых перед ней целей (Д.Лондон). 3.Истин..ое  мужество  просвещен..ых народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя Родины (Г.Гегель). 4. Самые большие подвиги добродетели были совершен..ы из  любви к отечеству (Ж.-Ж.Руссо).5. Идеи  могут быть обезврежен..ы только идеями (О.Бальзак). 6. Свобода и распущен..ость -  понятия одно другому совершен..о противоположные (Квинтилиан). 7 Из  всех алмазов самый цен..ый – это  незапятнан..ая  честь (Ш.Петефи). 8. Простота есть  ближайшая родствен..ца   ума и дарований (Ф.Глинка).9. Изыскан..ая, напыщен..ая , чопорная речь несовместима  с чувством. Она не служит истин..ым его выражением и не может его вызывать. Но  чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновен..ми, даже  пошлыми словами и выражениями (Г.Лессинг).

 Задания подобного характера формируют у учащихся осознанное письмо. Так, по результатам срезовых работ учащиеся умеют: находить орфограмму, опознавать,  анализировать  языковые  единицы с точки  зрения лексического, морфемного значения слова, правильности, точности и  уместности  его  употребления, видеть орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами   современного русского литературного  языка.

                   Использование данных банка орфографических упражнений при подготовке к итоговой аттестации дало эффективные результаты: в 2007 году одиннадцатиклассники показали на ЕГЭ  100% обученность и 48% качества знаний. В 2009  году выпускники сдали ЕГЭ по русскому языку со следующими показателями: 98% обученность и 60% качество знаний.

               В заданиях орфографического характера (А12-А18) учащимися был достигнут высокий процент выполнения заданий - от 56% до 65% .

               Все это свидетельствует об эффективности избранной методики и  дает основания рекомендовать использовать  ее на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ.

Скачать разработку по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Категория: Дополнительная литература | Добавил: plansoft
Просмотров: 6119 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/6
Форма входа
Категории раздела
Дополнительная литература [1]
Литература для подготовки к экзаменам
Тесты ЕГЭ [7]
Тесты для подготовки к ЕГЭ
Презентации [1]
Поиск
Информация
Статистика