А2. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить
1) ИСКУСНЫЙ интеллект имеет свои преимущества.
2) В левом нижнем углу картины художник сделал удивительно ИСКУСНЫЙ и твёрдый росчерк.
3) Слушателей поразило ИСКУСНОЕ исполнение романса начинающим певцом.
4) ИСКУСНЫЕ кружевницы. Вологодчины издавна славились своим мастерством.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов риса
2) ляжьте
3) свыше семисот пятидесяти тысяч
4) дальние деревни
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Употребляя деепричастие,
1) должна учитываться структура предложения.
2) важна грамматическая структура предложения.
3) нужно учитывать структуру предложения.
4) часто не учитывается структура предложения.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.
2) Всё, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.
4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)...
(2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой
сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы.
(3)Морская вода — это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят
пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы
научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших
количествах. (5)Интересно то, что соляные промыслы на китайском
побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию
свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает
двадцати миллионов тонн. (6)... морская вода служит также важным
источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране.
2) Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.
3) Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана.
4) Главное богатство глубоководного ложа Океана — залежи железа и марганца.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Вопреки этому
2) Кроме того,
3) Наоборот,
4) Поэтому
А8.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) соль получают (предложение 4)
2) египтяне научились (предложение 4)
3) интересно то (предложение 5)
4) вода служит (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями
2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКЖЕ, из шестого (6) предложения текста.
1) союз
2) частица
3) местоимение
4) наречие
А11. Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Некоторые
картины художника Саврасова были небольшого размера: написа(1)ые им
в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием
вдохнове(3)ых импровизаций.
1) 1, 2
2) 2
3) 3
4) 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. вышаг_вать
Б. насмешл_вый
В. фасол_вый
Г. выдерж_вать
1) Б, В, Г
2) А, Б, Г
3) А, В, Г
4) Б, В
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Надо было (не)спеша ехать дальше.
2) С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.
3) (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
4) (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
А18. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?
1)
Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие
праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как
средний, Степан, короткие письма.
2) Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.
3) (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека — по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?
4) Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо — и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Античность
в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде ( ) и художник
воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед
нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь
туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный
светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у
него на душе.
1) 1
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней
осенью или зимой на улицах городов (1) как известно появляются стайки
то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за
этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол
«свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».
1) 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В
1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан
получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя
пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.
1) 1
2) 2
3) 1, 3
4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он
продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3)
неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал
острый камушек.
1) 2, 3
2) 1, 3, 4
3) 1, 4
4) 1, 2, 3, 4
А26.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман
А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом,
эпопеей, энциклопедией эсееизма».
2) В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.
3) Цель реферата — передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.
4) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.
А27. Прочитайте текст.
Когда
мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а
цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть
солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет,
поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши
глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.
2) Солнечный свет — это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.
3) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.
4) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Однажды
зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к
зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.
(2)Люди
сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга,
никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки.
(3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения
не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший
нравственный контролёр — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только.
(8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась
главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На
трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы.
(10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в
больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.
(13)Я
захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в
их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал
слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим
донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений.
(16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в
том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о
нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный
долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а
норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь
человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.
(21)На самом
деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу,
обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства
долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо
важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для
каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!
(24)С особой
ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их
поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти
люди хорошо знали, что подвиг — одно, а выполнение нравственного долга —
другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что
каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное
благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо
большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта
между личным интересом и интересом общественным.
(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое — в малом, великое — в большом.
(По Г.Н. Бочарову*) *Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) — журналист, публицист, политический обозреватель.
А28. В каких предложениях автор объясняет мотивы поступка добровольных доноров?
1) 2, 3
2) 14, 15
3) 17, 19
4) 29, 30
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9—12 представлено повествование.
2) В предложениях 17—19 представлено рассуждение.
3) 24 предложение текста содержит описательный фрагмент.
4) Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.
А30. В каком предложении используется фразеологизм?
1) 5
2) 17
3) 21
4) 24
Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
B1. Укажите способ образования слова ВЫЯСНЕНИЕ (предложение 15).
В2. Из предложений 24—26 выпишите все сочинительные союзы.
В3. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В4. Среди предложений 12—22 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5. Среди
предложений 14—24 найдите предложение с одним обособленным
согласованным распространённым определением. Напишите номер этого
предложения.
В6. Среди предложений 13—24 найдите сложное
предложение, в состав которого входит придаточное причины. Напишите
номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений
1—9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
противительного союза, указательного местоимения и лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе тексте, который вы анализировали,
выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие
номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка
должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Т.Н.
Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических
средств, как _____ («атмосферу, обстановку» в предложении 21,
«столкновения, конфликта» в предложении 28) и ______ («общественный» —
«личный» в предложении 28). Передать точнее мысли и чувства публицисту
помогают такой приём, как ________ (предложения 20, 25), и такое
синтаксическое средство, как __________ (предложения 9, 14).
Список терминов:
1) риторический вопрос
2) антонимы
3) диалектизмы
4) литота
5) олицетворение
6) противопоставление
7) ряды однородных членов
8) контекстные синонимы
9) восклицательные предложения
C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора.
Напишите, согласны или не
согласны вы с его точкой зрения.
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания,
жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
Ответы:
А1. 4
А2. 1
А3. 2
А4. 3
А5. 3
А6. 2
А7. 2
А8. 3
А9. 3
А10. 1
А11. 1
А12. 2
А13. 4
А14. 4
А15. 3
А16. 2
А17. 3
А18. 4
А19. 2
А20. 4
А21. 4
А22. 1
А23. 2
А24. 1
А25. 4
А26. 4
А27. 1
А28. 3
А29. 3
А30. 3
Основные проблемы
1. Проблема человеческого поступка. Что должно управлять поведением человека, его действиями и поступками?
2.
Проблема соотношения нравственного долга и подвига. Является ли
подвигом выполнение человеком своего нравственного долга? Чем
определяется готовность человека к подвигу?
3. Проблема воспитания верности нравственному долгу. Что нужно сделать, чтобы высокоморальное поведение стало нормой?
Авторская позиция
1.
Высшим нравственным контролером человеческих поступков должна быть
совесть, и тогда помощь человеку, попавшему в беду, станет нормой
поведения.
2. Выполнение нравственного долга — это норма
человеческого поведения, а не подвиг, но именно тот человек, который
способен пожертвовать личным благополучием ради помощи другому, готов и к
настоящему подвигу.
3. Проявление гуманных свойств человеческой души
должно стать для каждого естественной потребность; необходимо
исследовать атмосферу, обстановку, позволяющую воспитать в людях
верность нравственному долгу.