С1. Основные проблемы 1. Проблема канцелярита. Что такое канцелярит? Как он влияет на нашу речь? В чем опасность штампов? 2. Проблема сохранения чистоты нашей речи. Кто должен прививать людям бережное, уважительное отношение к языку? 3.
Проблема ответственности и уважительного отношения к собеседнику и к
языку. Как соотносится вкус, чувство языка и уважение к людям?
Авторская позиция 1.
Канцелярит — самая опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «живое
ядро» языка, они опасны и в живой речи людей, и в речи персонажей
литературных произведений. 2. Только мы сами можем привить себе и другим бережное, уважительное отношение к языку. 3.
Бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к
собеседнику; каждый человек несет ответственность за то, как он говорить
и пишет на родном языке.[/spoiler] А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА
А2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве. 2) Волынцев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием. 3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе. 4) Марина Васильевна забеспокоилась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжь на спину 2) в боку 3) знаменитые профессора 4) красивейший
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь автомобильными справочниками,
1) требуется много времени на ремонт машины. 2) вы можете самостоятельно отремонтировать свою машину. 3) у меня возникло собственное решение проблемы. 4) ваша машина всегда будет в отличном состоянии.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом. 2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году. 3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке. 4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)...
(2)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём
размером в несколько сантиметров. (3)Замечательная особенность этого
червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой,
состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами
радуги. (4)3десь, так же как и в опале, игра цвета определяется
дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски
морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их
ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура
отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек
соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)... можно с
уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная
фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно,
отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то
волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то
синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Интересно, что морская мышь — не единственный носитель фотонных кристаллов в море. 2)
В конце XX века учёные обнаружили, что ворсинки их меха являются даже
не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом. 3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей. 4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он кажется ярко-красным.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) К счастью, 2) Поэтому 3) Потому что 4) Чтобы
А8.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) морская мышь является (предложение 2) 2) тело покрыто бахромой (предложение 3) 3) переливаются (предложение 3) 4) поместить (предложение 4)
А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями 2) сложносочинённое 3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями 4) сложноподчинённое
А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО в третьем (3) предложении текста.
А11. Укажите значение слова ИГРА в четвёртом (4) предложении текста.
1) свойственное некоторым шипучим напиткам движение пузырьков газа 2) ряд преднамеренных действий, преследующих определённую цель 3) быстрая смена пятен света, красок 4) исключительное, редкое явление
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая
мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золочё(З) ой мебелью,
созда(4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.
1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. кварц_вый Б. заноч_вавший В. изменч_вый Г. повизг_вать
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. 2) Ключи до сих пор (не)найдены. 3) Дом у Петровых (не)болыпой, но очень уютный. 4) Брат (не)удостоил Мишу даже взглядом.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)
(ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по
меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже
никакого смысла. 2) И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа. 3) ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить незнакомых мне людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме. 4) Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю семейные фотографии на стене.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Вещи Пушкина живут особой жизнью ( ) и хранители музеев читают скрытые в них письмена.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы
перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх
связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В
прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где
всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семья,
многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом
доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)
Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты
способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии. 2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках. 3) На улице весь декабрь то снег то дождь... 4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.
1) 1,4 2) 2 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По
ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега
(3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
А26.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок. 2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой- то отпечаток избранности. 3) Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах. 4) По слухам, которые иногда доходили до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.
А27. Прочитайте текст.
По
подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного
по частоте употребления в речи. Но в текстах разных стилей глаголу
отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6%
глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах
глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели
и поэты могут ярко и образно описать действие. Так, например,
повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких
побудительных конструкций.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Глагол употребляется в речи чаще, чем имя существительное или другие части речи. 2) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей. 3)
В текстах научного, делового и художественного стилей речи глаголу
отводится неодинаковая роль: где-то они употребляются чаще, где-то реже. 4)
В художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в
официально-деловом или научном стилях, потому что он позволяет ярко
изобразить действие.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
(4)Или
серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции:
«Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не
залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты
брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это
— самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи.
(9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней
Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием.
(10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она
поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в
пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за
честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не
сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг
нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки —
постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош
информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15)Мы
настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство
юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке,
человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам
благодарность».
(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка
утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо
поёт, собака, Убедительно поёт...
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20)А
меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и
отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что
кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!»
Константина Сергеевича Станиславского...
(21)В сотый раз спросим
себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное
отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к
человеку, с которым разговариваешь?
(23)Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь*) *Нора Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991) — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.
А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему. 2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется. 3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи. 4)
Слова-штампы не безвредны: они ничему не учат и ничего не сообщают;
это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—2 представлено повествование. 2) В предложениях 4—7 представлено рассуждение. 3) 19 предложение текста содержит описательный фрагмент. 4) Предложения 16, 20 подтверждают суждение, высказанное в 12 предложении текста.
А30. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) 7 2) 11 3) 20 4) 22
Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Из предложений 7—9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2. Из предложений 20—22 выпишите числительное.
В3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4.
Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого
является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер
этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 11—17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди
предложений 17—23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди
предложений 1—6 найдите предложение, которое связано с предыдущими при
помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте
фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая
цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Нора
Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде
всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутьё
переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи
канцелярита, и, чтобы показать своё отношение к этому явлению, Н. Галь
использует такие тропы, как ________ (предложения 8 и 13—14), ________
(«убийственный» в предложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении
13, «постылые» в предложении 14), такие синтаксические средства
выразительности, как _______ (предложение 23), _______ (предложение 12),
которые придают тексту эмоциональность, отражая непримиримость автора.
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) лексический повтор 3) эпитеты 4) риторический вопрос 5) ряд однородных членов 6) гипербола 7) анафора 8) сравнительный оборот 9) термины
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте
чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите,
согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой
ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский
опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150
слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то
ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.